Храм Казанской иконы Божией Матери

д. Иванцево Талдомского района Московской области

На главную
История храма
Священномученик Феодор Дорофеев
Священномученик Афанасий Докукин
Современное состояние храма
Реквизиты
События
Память сщмч. Феодора
10 декабря 2011 г.
9 мая 2012 г.
21 июля 2012
19 января 2013
4 ноября 2013г.
Величайшее событие
6 мая 2014г.
9 мая 2016г.
Установка креста (2016.06.04)
21 июля 2016г.
10 декабря 2016г.
27 февраля 2017г.
14 апреля 2017г.
22 апреля 2017г.
9 мая 2017г.
Ближайшие богослужения
Интернет-ресурсы


карта сайта


Задайте вопрос
С помощью этой формы вы можете задать вопрос настоятелю.
Храм Казанской иконы Божией Матери » События »

27 февраля 2017г.

О посте...

 

"Будем поститься постом  приятным, благоугодным Господу;  истинный пост – от пороков уклонение,  воздержание языка, отказ от гнева,  разлучение с вожделениями,  злословием, ложью и клятвопреступлением.  Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!" (Стихира на стиховне). В этих незамысловатых словах скрыта суть Святой Четыредесятницы (другое название Великого Поста). Это то время, когда человек отказывается от всего того, что отягощает его ум и сердце, ибо пост - это отказ не только от пищи, но и в большей степени усиление молитвы и духовных подвигов и конечно же покаяния.

История происхождения поста восходит ещё к временам Ветхого завета и сотворения человека. Бог наделил людей заповедью о посте еще в раю: именно тогда Он разрешил Адаму и Еве, чтобы те ели плоды любого дерева из Эдемского сада, но плоды от дерева познания добра и зла Бог запретил им вкушать.

И так в течение всей истории Ветхого Завета можно обнаружить множество примеров, где преданные Богу люди все важнейшие моменты своей жизни предупреждали постом.

К примеру, пророк Моисей поднялся на гору Синай, затем предстал перед лицом Господа, получил от него заповеди и в течение 40 суток постился без еды и воды.

Пророк Илия на своем пути к горе Божией Хорив тоже соблюдал пост 40 дней и возносил молитвы Всевышнему.

В иудейской среде со времен Ветхого Завета существовала традиция поститься 2 раза в неделю, во вторник и в четверг. В христианской среде, во времена Нового Завета также возникло правило поститься 2 раза в неделю, но в среду и пятницу.

В Новом Завете Иисус Христос достаточно часто вёл беседы со своими учениками о самоограничении, рассказывая им о посте. Иисус сам постился 40 дней, а по его примеру и учению постились и его апостолы. Своим наглядным примером и учением Христос вместе со своими святыми учениками показывал всем людям, что пост, как плотское, так и духовное воздержание, вместе с молитвой есть путь служения Богу, путь к очищению. Святая Церковь усвоила этот пример и включила его во всеобщую ежегодную практику.

 

Прежде чем окончательно сформироваться в том виде, каким Великий пост существует на сегодняшний день, он прошел два долгих тысячелетия. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви.

Обязательность следования Великому посту для всех христиан была зафиксирована 69-м Апостольским правилом, последняя редакция которого состоялась в конце IV века.

К концу IV — началу V веков уже повсюду в церквях был принят Великий пост длиной в 40 дней, однако исчисление его дней зависело от местности, а также отличались и традиции соблюдения поста. При появлении продолжительного периода аскезы возникло и множество различных традиций, связанных с соблюдением установленных правил. Общим для всех христиан был запрет поста в воскресенье, а на некоторых территориях – в субботу.

 

Так, в Риме придерживались поста 3 недели, прерывая его на субботу и воскресенье, а в Греции и Александрии беспрерывно постились 6 недель. Кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу. Те, которые придерживались строгого поста, исключали из рациона даже яйца и плоды, остальные вообще довольствовались исключительно хлебными сухарями.

Таким образом, смысл Великого поста находится в неразрывной связи с историей его возникновения и установления.

По слову праведного Иоанна Кронштадтского: "Пост — хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей."

 

Как мы с вами видим, пост - это очень важная составляющая часть жизни любого христианина. Он настраивает нас встречу "праздников праздника и торжества из торжеств" (1-ая песнь пасхального канона) - Светлого Христова Воскресения. Поэтому, проходя поприще святой Четыредесятницы, мы не должны впадать в уныние, вместо этого умножать духовные плоды: "радость [о Боге], мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал.213,VI:22) и отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света (Рим.13:12).

 

Вместе с тем, каждый должен понимать, что радостные для нас дни поста - это язва врагу рода человеческого, именно поэтому он особенно сильно начинает искушать постящегося. Но никто и ничто не может нас отлучить от любви Божией (Рим.8:39). И даже когда порой мы нарушаем взятое на себя обещание нести бремя поста, тем не менее, при искреннем раскаяние, Господь даёт нам силы встать и дальше идти по спасительному пути. Ибо видя искренне стремление человека понести лишения, Бог и намерение его приветствует.

 

Первая неделя Великого Поста сопровождается чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского, который разделяется на 4 части и исполняется вместе с повечерием по одной части в день. Этот гимнографический текст был написан примерно в VIII веке. "Канон представляет собой пронзающий душу сердечный плач праведника о грехах. Самое начало: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? кое ли положу начало… нынешнему рыданию» (песнь 1), – настраивает душу на скорбь и покаяние, к «уязвлению сердца».

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: «Первозданнаго Адама преступлением поревновав, познах себе обнаженна от Бога…» (песнь 1).

Если святитель Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: «Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно беззаконнующи» (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу. Единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества." [1]

В понедельник первой седмицы поста в нашем храме совершение повечерия и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского возглавил настоятель храма иерей Леонид Салтыков в сослужении настоятеля Преображенского храма с. Спас-Угол иерея Олега Мартынова-Скавронского.

После завершения богослужения отец настоятель обратился к собравшимся с проповедью. В своем слове о. Леонид напомнил верующим о важности и значения Великого Поста. В частности он сказал: "Наша задача за эти святые дни победить хотя бы самый маленький грех, хотя бы самую маленькую страсть и больше к ним никогда не возвращаться. Это будет подлинное свидетельство нашей верности Христу." В завершение своего напутствии, батюшка пожелал всем крепости духа и помощи Божией в течение Великого Поста и поздравил с наступлением св. Четыредесятницы.

Придите усердно, крепкое оружие поста имея как щит, всякий коварный обман врага отразим, верные.  Не обольстимся услаждениями страстей, и огня искушений не убоимся, чрез это Христос Человеколюбец  наградами за терпение увенчает нас.  Потому со дерзновением молясь, мы припадаем и восклицаем, прося мира, и душам нашим великой милости. (Стихира на Господи воззвах).

Мельков Виталий.

 

 

 

 



[1]
 http://www.pravoslavie.ru/45079.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История храма Священномученик Феодор Дорофеев Священномученик Афанасий Докукин Современное состояние храма Реквизиты События Ближайшие богослужения Интернет-ресурсы
 
© Местная православная религиозная организация
прихода Казанской церкви,
2010